Александр Балод. «"Три мушкетера": уроки создания бестселлера»

Вспомним, что мушкетеры пытаются предупредить герцога Бекингема, английского министра и врага Франции, о покушении на него, готовящемся Ришелье. Акт государственной измены? Может быть. Но наше сочувствие на стороне Д’Артаньяна и его друзей. Может быть, в политике применимы любые средства, — однако лучше оставить их самим политикам. Настоящие люди — не они, а те, кто может позволить себе строить жизнь на основе таких вечных ценностей, как благородство, дружба и любовь.

Еще одна параллельная, хотя и подчиненная идея романа — становление личности героя. Три мушкетера остались теми же добрыми товарищами, что и были, однако Д’Артаньян, в отличие от них, к концу действия романа меняется. Не потеряв своих лучших качеств, он становится мудрее и рассудительнее. Он прошел через тяжелые жизненные испытания, но не сломался и не изменил своим идеалам, — потому что рядом с ним были три мушкетера.

• Бестселлер — это нестандартное мышление. Создатели пособий рекомендуют делать героев книг родственниками, чтобы повысить градус читательского интереса. Убийство — само по себе драматический сюжет. А если преступник и жертва связаны между собой кровными узами? Илья Муромец убивает вражеского богатыря, который оказывается его сыном, Дмитрий Карамазов обвиняется в отцеубийстве, которое в реальности совершает другой родственник — его сводный брат. Эраст Фандорин, герой романов Бориса Акунина, осуществляет поимку опасного шпиона, агента самурайской Японии. И кем же он оказывается, спросите вы? Неужели его сыном? Именно так все и обстоит.

Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд на основе изучения литературных шедевров, таких как «Царь Эдип» и «Братья Карамазовы» даже построил свою знаменитую теорию «эдипова комплекса», — о том, что каждый сын любит мать и хочет убить отца. Однако художественная литература — сомнительная база для построения научной теории. Причины многих поступков книжных героев кроются не в глубинах психологии, а в особенностях литературной технологии.

В принадлежащих перу Куртиля де Сандраса подложных мемуарах Д’Артаньяна, послуживших одним из источников романа Дюма, три мушкетера были братьями, — в чем, собственно, и заключалась главная причина их близости. Да и сам Шарль де Батц Кастельмор имел старшего брата, который одно время служил в составе мушкетерской роты.

Александр Дюма поступил совсем не так, как рекомендуют авторы пособий. Родственная поддержка между людьми — это слишком просто и очевидно. Представим себе такой сюжет: Д’Артаньян, отправившийся в путь на лошади самой обычной, а не зеленой масти, прибывает в Париж, где тут же находит пристанище — и не в доме галантерейщика Бонасье, а на квартире родного брата, и по его же протекции незамедлительно принимается в роту мушкетеров. Где встречает трех мушкетеров — Атоса, Портоса и Арамиса, которые очень дружны между собой, потому что являются близкими родственниками. Не правда ли, не самая интересная завязка для романа? Гений Дюма создал совсем другую историю — про то, как безродный гасконец, не имеющий ни денег, ни связей в Париже благодаря своей доблести и находчивости делает головокружительную карьеру, и как совершенно чужие друг другу люди становятся братьями по оружию, живущими согласно девизу «один за всех — и все за одного». Впрочем, в книге Дюма есть элемент «кровных уз». Вспомним, что Атос и Миледи — родственники, бывшие муж и жена. Наверное, современные консультанты посоветовали бы Дюма дальнейший ход — сделать Д’Артаньяна внебрачным сыном кардинала Ришелье.

А смелая трактовка исторических событий с непременным участием в них на первых ролях отважного гасконца и его друзей? Герой «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семенова советский разведчик Исаев, он же штандартенфюрер СС фон Штирлиц причастен практически ко всем крупным успехам советской военной разведки времен Второй Мировой Войны, — но задолго до него той же тропой титанов отправился в путь верхом на зеленом жеребце герой Александра Дюма.

Талант — это изобретательность.

• Бестселлер — это борьба. Конфликт, противоборство добра и зла — основа сюжета бестселлера. Главный конфликт «Трех мушкетеров» — борьба мушкетеров короля (силы добра) с гвардейцами кардинала (воинство зла). «И треснул мир напополам, дымит разлом. И льется кровь, идет борьба добра со злом», — так поется в популярной песне.

Действительно ли мушкетеры короля сражаются за правое дело, а гвардейцы — это приспешники дьявола? Для литературного произведения, в отличие от реальной жизни, это не имеет ни малейшего значения. Главное — это вера в то, что правда на стороне твоей команды. «Мушкетерский подход» к жизни имеет и свою негативную сторону. Он призывает к смелости в борьбе за правое дело, но в то же время приучает делить мир на «своих» и «чужих». В старых голливудских вестернах для удобства восприятия зрителей хороших парней одевали в белое, а плохих — в черное. Гвардейцы — плохие парни, потому что они носят черное.

Впрочем, роман Дюма намного более ироничен и мудр, чем это может показаться на первый взгляд. Добро и зло могут меняться местами. В конце романа Ришелье, главный врагД’Артаньяна, выдает ему патент на офицерское звание, а Рошфор искренне принимает предложенную гасконцем руку дружбы. В романе-римейке Бушкова «Д’Артаньян — гвардеец кардинала» гасконец вообще встает на сторону «парней в черном», гвардейцев кардинала — и ничего, в сущности, не меняется.

Почему главный конфликт романа — соперничество между гвардейцами и мушкетерами, призванными, казалось бы, защищать общее дело? Одна из причин заключается именно в этом. И гвардейцы, и мушкетеры охраняют короля и его двор и поэтому, что называется, постоянно «варятся в одном котле». Раз так — автору не составляет большого труда подбросить хворосту в костер для того, что этот котел закипел с новой силой.

<<   [1] [2] [3] [4] [5] [6]  >> 


Главная | Пьесы | Сценарии | Ремесло | Список | Статьи | Контакты