Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. «Вокзал для двоих». КиноповестьПусть не пугается читатель, обнаружив, что действие нашего фильма начинается в месте не совсем приятном, а именно в колонии для уголовных преступников. Никто не знает своего будущего. Недаром народная мудрость гласит: «От сумы и тюрьмы не зарекайся!» Был зимний метельный вечер. Прожектор высвечивал огромную утрамбованную площадку, на которой проходила вечерняя поверка. Дежурные офицеры шли вдоль строя, поштучно пересчитывая людей. Потом каждый из дежурных подходил к старшему офицеру и докладывал: — Поверка сошлась! — Поверка сошлась! — Разойдись! — скомандовал в конце старший офицер. — Разойдись! — как эхо, отозвались дежурные офицеры. — Рябинин, останьтесь! — приказал старший, а один из дежурных тотчас повторил: — Рябинин, останьтесь! Заключенные разбрелись по баракам, а на плацу задержалась лишь одинокая фигура. Она съежилась, как бы ожидая неприятностей. Надо заметить, что люди здесь делятся на тех, кто сторожит, и тех, кого сторожат. Герой нашего повествования Платон Сергеевич Рябинин принадлежал, к сожалению, ко второй категории. Хотя, правда, он вовсе не походил на преступника. Это был мягкий, застенчивый человек лет сорока, а может, и больше. По его доверчивому лицу было понятно, что он не способен на неблаговидные поступки. Такой ни карьеры не сделает, ни уголовный кодекс не нарушит. — Рябинин, подойдите! — подозвал старший офицер. И когда Платон, выполняя приказание, подбежал, начальник сообщил ему: — Хочу вас обрадовать — к вам приехала жена! Но заключенный вовсе не обрадовался. — Зачем? — Просит свидания!.. — Я ее не звал! — вырвалось у Платона. — Не хочу свидания! — Вы что? — поразился офицер. — Она, чтобы попасть к вам, семь тысяч километров отмахала! — Ну и пусть! Я не пойду! — арестант позволил себе немного взбунтоваться. — Она вас так любит, — справедливо возмутился начальник. — Она?.. Меня?.. — невесело произнес Платон. — Это вы с ней выясните! Держите пропуск! Пойдете без конвоя! Я вам доверяю!.. — Куда я пойду? — голос Платона звучал жалобно. — Она комнату сняла в поселке. Тут адрес записан. И чтобы совместить приятное с полезным, возле станции зайдете в мастерскую, к Ивану Герасимовичу, и возьмете из ремонта аккордеон! Вы музыкант, проверьте, как починили! — Слушаюсь! — понуро согласился Платон. Он мог отказаться идти к жене, но отказаться идти за аккордеоном он не имел права. А офицер снова стал строгим и официальным: — Учтите, Рябинин. Пропуск до утренней поверки. Ровно в восемь — быть в строю. Опоздание приравнивается к побегу. Идите! Потом на вахте, на воле — это место называется бюро пропусков — охранник придирчиво изучал «увольнительную» Платона. — Значит, так, — наконец сказал он жестко, привычно обыскал заключенного и отодвинул тяжелый засов, — пропуск у тебя до восьми утра. Будь, как штык! Опоздаешь — это побег. Припаяют новый cрок! Пошел! Дверь отворилась, и Платон очутился на воле, где он уже давно не был. Колония, обнесенная, как и положено, высоким глухим забором со сторожевыми вышками, находилась в чистом поле. Вокруг нее не было никаких строений. От ворот уходила в жизнь накатанная дорога, вдоль которой сиротливо тянулись столбы с проводами. Платон побрел по дороге навстречу поземке. Пройдя несколько шагов, остановился, постоял. Затем решительно повернулся, заспешил обратно и забарабанил в дверь вахты. Охранник приоткрыл окошко: — Ты чего забыл? — Пустите меня обратно! — Ты поручение выполнил? — Какое? — не понял Платон. — Аккордеон принес? — Меня не за этим, меня к жене отпустили. — Про жену в пропуске ничего не написано! — и охранник захлопнул окошко. — Сколько хоть до станции? — с отчаянием выкрикнул Платон. — Тут недалеко, — послышалось из-за двери, — километров восемь, может, девять... Платону не оставалось ничего другого, как зашагать в темноту и мороз. Но сначала он отстегнул от ватника зеленую бирку со своей фамилией, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя свободным, и спрятал ее в карман. Платон шел и шел по заснеженной, пустынной дороге и вспоминал... Идти было далеко и холодно, но воспоминание было длинное, и оно согревало Платона... В то летнее туманное утро, к которому обратилась сейчас память Платона, он ехал среди многих, в отличие от него незапятнанных, пассажиров в скором поезде Москва — Алма-Ата. Экспресс медленно подползал к перрону большого города, который назывался Заступинск. Вместе с высыпавшими на платформу пассажирами Рябинин, элегантный, стройный, в отлично сшитом костюме, с «дипломатом» в руках, зашагал по перрону Заступинска навстречу судьбе, которая поджидала его в привокзальном ресторане. Нашествие пассажиров, которые надеются во время короткой стоянки поезда хоть как-то пообедать, если вдуматься, — несчастье для ресторана. Орда оголодавших путешественников, как саранча, набрасывается на комплексные обеды, не заказывает ничего порционного и ничего спиртного и тем самым не помогает выполнению плана. Кроме того, некоторые ловкачи норовят улизнуть, не заплатив, точно зная, что никто из официантов поезд не догонит. На двух длинных столах с броской надписью «стол-экспресс» выстроились одинаковые алюминиевые кастрюльки со станционным борщом, а рядом, дожидаясь конца своей короткой жизни, стыли унылые серые котлеты. Платон Сергеевич тоже вошел в ресторан, отыскал свободное место, приоткрыл блестящую крышку, познакомился с угрюмым борщом, поглядел на котлету, брезгливо поморщился, и всего этого есть не стал. Вокруг жевали и чавкали. — Девушка! — позвал Платон. — Можно вас на секунду?.. Откликнулась Вера, официантка с милым, но уже потрепанным жизнью лицом, которое украшали огромные отважные глазища. — Нельзя! — отрезала милая официантка. — Вы здесь обслуживаете? Это ваши столы? Девушка!.. Пожалуйста, принесите мне чего-нибудь диетического! — У вас язва, что ли? — усмехнулась Вера и сказала кому-то: — Рубль двадцать и, пожалуйста, без сдачи!.. Спасибо... — Да, — кивнул Платон, — у меня появилась язва при виде вашей еды! [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] ... [19] >>
Главная | Пьесы | Сценарии | Ремесло | Список | Статьи | Контакты
|